46.lv » НОВОСТИ РЕЗЕКНЕ

Как истратить 52 млн латгальских евро и угодить на зону?

24.05.2016
Фото: Publicitātes foto
Русский TVNET побывал в представительстве Латгалии в Риге. Офис в «Казармах Екаба», откуда рукой подать до коридоров власти — и Сейма, и Кабинет Министров, и важнейшего для латгальских самоуправлений ведомства — министерства среды и регионального развития. В дни, когда принимают закон о специальной экономической зоне в Латгалии, это самое правильное место, чтобы узнать подробности о программе поддержки региона.
 
 
Как самый бедный из регионов страны планирует истратить 52,2 млн. евро из Европейского фонда регионального развития? И какие новые возможности откроет принятый Сеймом закон о свободной экономической зоне в Латгалии? По просьбе русского TVNET на эти и другие вопросы отвечает руководитель администрации Латгальского региона планирования Ивета Малина – Табуне.

- На днях правительственным решение Латгалии и Алуксненскому краю выделено 52 млн. евро. Прокомментируете?..
 
- Во вторник Кабинет Министров принял это решение, таким образом обозначено, что 52,2 млн. евро — это деньги, предназначаются именно для территории Латгалии плюс еще территория Алуксненского края, так как это программой финансируется развитие восточного приграничья. Над программой, получившей сейчас финансирование, мы работаем давно…
 
- Давно — это месяц? Или год?..
 
- Два года. Завершалась первая программа, которую правительство утвердило для развития Латгалии, а некоторые из ее проектов закончили лишь в прошлом году, летом. Тогда же была разработана и вторая программа. Мы ведь не сразу поняли, как нам нужно работать, чтобы соответствовать всем критериям и условиям финансированя фондов Евросоюза. Правила очень строгие, есть нюансы, которые надо понимать, чтобы успешно сотрудничать.
 
Подсчитаем миллионы

- Если посмотреть в цифрах — какие возможности открывает финансирование в 52,2 млн евро?
 
- Результативные показатели программы по Латгалии и Алуксненскому краю планируются такие.
 
Мы думаем привести в порядок 123 га индустриальных территорий, создать 860 новых рабочих мест, привлечь более чем 60 млн. инвестиций.
 
Внутри этой программы имеется 15 проектов — 5 из них индивидуальные (два – Алуксне, 2 — Ливаны, 1 — Даугавпилс). Остальные так называемые «проекты сотрудничества» — то есть совместные, в каждом из них намечен центр развития (как главный партнер), объединяющий вокруг себя самоуправления. Планируем, что летом уже подадим готовые проекты, а реализация их продлится вплоть до 2021 года. Некоторые самоуправления справятся значительно раньше.

- Что все эти проекты объединяет? Есть общий знаменатель у них?
 
- Важно подчеркнуть, что средства на этот раз выделены именно для развития предпринимательской деятельности. В первой программе на это нацеливалась лишь часть мероприятий — была подпрограмма поддержки бизнеса в регионе. Впоследствии мы – вместе с министреством — пришли к тому, что приоритетом надо обозначить именно поддержку предпринимательской деятельности…
 
- А разве были были другие варианты?…
 
- Посмотрим на все экономические показатели Латгалии — они не такие хорошие, как в других регионах. Мы далеко от Риги, мы приграничье.
 
У нас в два раза меньше активных предприятий, чем даже в среднем по Латвии. А если еще учесть, что и в Латвии их – в 2 раза меньше, чем в Европе…
 
Получается, что у Латгалии по сравнению с Европой — уже в 4 раза меньше предприятий. Если посмотрим цифры по ВВП — то Латвия – вся страна, – мы стремимся достичь показателя в 70 процентов от среднего европейского уровня, а у нас по Латгалии этот показатель пока что — 30,6 процентов.
 
- Недавно портал TVNET тоже опубликовал цифры, характеризующие доходы самоуправлений от налоговых поступлений в разных регионах старны. Как раз смотрела эту статистику перед нашей встречей. При пересчете на каждого жителя — меньше 400 евро на человека в среднем по Латгалии получается, при том, что в Риге и Юрмале — почти вдвое больше. А ведь в самых бедных самоуправлениях Латгалии доходы еще ниже!..
 
- Поэтому мы и стремимся пути развития в плане обозначить. Мы теряем довольно много жителей, люди уезжают. Чтобы этот процесс остановить, надо думать, как развивать регион, как помогать бизнесу, тем, кто разворачивает производство, создает рабочие места. Вместе с каждым самоуправлением смотрели, что именно мы можем сделать.
 
Думали о том, как развивать индустриальные зоны. В том числе те, которые являются историческим наследием — еще с прошлых, советский времен.
 
В Латгалии и сегодня много предприятий, которые успешно работают, производят конкурентоспособную продукцию, экспортируют ее. Работают они в сфере инноваций, в машиностроении, производят продовольствие, текстиль.
 
Индустриальные зоны: будет как в Польше?

- А конкретные примеры назвать можно? Примеры того, как кто-то благодаря выделенному финансированию смог устоять или встеть на ноги. Использовал же кто-то с толком – в рамках первой программы — выделенные ранее деньги…
 
- Если смотреть конкретно — да. Есть много предприятий, которые использовали небольшие европейские деньги и решили какие-то свои проблемы. Но это крупные предприятия — они такие «монстры» для Латгалии… Зачем же нам их успехами хвалиться?.. Тут о другом немножко речь. Приведу маленький пример.
 
Вот в Даугавпилсе есть индустриальная зона — бывший завод химволокна. Так там при въезде на территорию еще недавно не могли две грузовые машины разминуться…
 
- Да, в такое место производитель не пойдет, для индустриальной зоны — это приговор…
 
- Был приговор. Сделали там нормальный въезд. Мы ездили в Польшу, смотрели, как они эти вопросы решили и что сделали — ведь в Польше раньше этим начинали заниматься. И сначала у них тоже была проблема, как на такие индустриальные территории предпринимателей привлечь. Уговаривали-уговаривали, но никак люди туда не шли… А сейчас, когда готова инфораструктура хорошая — не просто люди сами идут, но среди претендентов проводится аукцион — кто готов платить лучшую цену, тот и будет работать на обустроенной территории.
 
- Инфраструктура решает все?..
 
- Вопрос коммуникаций для нас очень важен — когда есть готовая инфраструктура, ангары, в которых подведены необходимые подключения, это весомый аргумент для производителей.
 
Два года мы работали, чтобы идентифицировать существующие и новые индустриальные зоны — и понять, где они должны размеситься, чтобы быть привлекательными для инвестора.
 
Давно работаем мы и над законом о свободной экономической зоне для Латгалии. Мы надеемся, что уже в четверг в Сейме утвердят закон о свободной экономической зоне. Это значит, что кроме Резекненской специальной экономической зоны появятся новые. (Примечание редакции: Закон принят 19 мая, а интервью состоялось накануне. – Т.О.)
 
- Для предпринимателей что это значит?
 
- Налог на прибыль для предприятий, которые этот статус обретут и будут инвестировать в развитие, будет не 15 процентов как сейчас, а только 3 процента. Плюс они получат скидки по налогу на недвижимость.
 
Экспорт в Скандинавию
 
- Ваш коллега, встретив меня в офисе, первым делом вручил недавно изданный вами каталог для инвесторов. Похоже, вы к новым обстоятельствам, которые откроет закон, уже подготовились?
 
- Вместе с самоуправлениями мы много работали с потенциальными инвесторами. И не только издали каталог. У нас сделана страничка в интернете —Invest.latgale.lv –там на трех языках, в том числе русском, можно всю информацию посмотреть. С помощью других финансовых инструментов мы тоже с предпринимателями работаем очень много. Например, организуются торговые миссии в Норвегию, в Голландию, в Финляндию. Они долго готовятся, такие миссии… Ведь мало собрать наших латгальцев, представляющих определенны отрасли.
 
Надо, чтобы чтобы напротив нас на переговорах серьезные партнеры сидели.
 
И тут мы очень хорошо сотрудничаем с Латвийским агентством инвестиций и развития.
 
- Буду Вас перебивать вопросами… Конкретные примеры, пожалуйста!
 
- Если взять только 2015 — 2016 год, у нас уже заключено 13 договоров. Некоторые наши предприятия сотрудничают с зарубежными партнерами, друг друга узнают, не у всех уже есть договора, но – все происходит.
 
- В каких областях сотрудничество? Например?..
 
- Например, в переработке пластмассы. Наши предприятия свою продукцию скандинавам уже продают.
 
Очень быстро сейчас экономика меняется, и мы уже стали интересны и партнерам в Финляндии, и в Норвегии, многим другим.
 
- А что за продукция?
 
- Пластмасса – и техническая штамповка, и бытовые товары. Еще в Норвегию теперь начинают поставлять текстиль — причем это не Даугавпилс, в Краслава – там находится производство.
 
- Не могу не спросить про отношения с Россией, ведь вы ближе всего к нашим соседям, вы приграничная территория, всегда традиционно с россиянами сотрудничали. Санкции, падения рубля — ударили наверняка по латгальцам больнее всего…. Вы называли Финляндию, Швецию, Норвегию как партнеров в новых проектах — а что с Россией?..
 
- Да, и санкции, и падение рубля ударили сильно. Особенно по тем, кто работал непостредственно с Россией.
 
Пытались они работать как-то иначе, через другие страны… Сейчас пробуют переориентироваться на другие рынки. Но это получается не так быстро, надо чтобы какое-то время прошло — доверие ведь сразу не зарабатывается. Но какие-то проекты надеемся все же продолжать. Вот и на следующей неделе я собираюсь в поездку в Псков, там будет проходить конференция по приграничному сотрудничеству.
 
- Вернемся к программе поддержки предпринимательства. Приоритеты для финансирования — в прошлом периоде планирования и в нынешнем — они отличаются?
 
- Да, отличаются. Мы только в конце прошлого периода поняли, как нам надо работать, чтобы поддержать местный бизнес. Ведь в Евросоюзе очень строгие правила — нельзя поддержать одно или другое конкретное предрприятие — на это есть другие программы, грантовые. Если же речь об индустриальной зоне, где финансовое вливание делается для многих сразу — тогда можно. А мы ведь тут у себя прежде по-другому рассуждали: вот, мы бы сделали и то, и то, и то для этого предприятия… Мы идем от интересов конкретных людей, конкретных производителей, зная, что именно им мешает. Там же все по-другому. В ЕС очень сложное законодательство и правила, которыми регламентируется выделение финансирования.
 
Нельзя выделить конкретному предприятию средства на электроснабжение или канализацию, это будет прямой поддержкой его бизнеса.
 
А если это индустриальная зона — и у нас при том честные правила, и предусмотрен аукцион, в котором все смогут участвовать, претендуя на часть инфраструктуры, – так поддерживать можно…
 
- То есть вы должны вписаться в определенные критерии…
 
- Да.
 
СЭЗ: территория – это не главное?..

- Смысл участия в этом предприятий — понятен. Инфраструктура, налоговые льготы… Выгоды налицо. А что сможет получить город, регион?
 
- В перспективе — это занятость, новые рабочие места… С нашим уровнем безработицы это очень важно. Заинтересованы мы и в новых возможностях образования.
 
Наши университеты — и Даугавпилсский, и Резекненский – уже готовят кадры для предприятий, ориенированных на создание более высокой прибавочной стоимости.
 
Ведь мы выходим уже на другой уровень, чтобы заниматься не первичной обработкой, нового качества продуктом. А это значит —и больше налогов, и другой уровень подготвки кадров, которые на этих производствах должны работать. Речь идет не только о высшем образовании, также о профессиональной подготовке, о среднем звене. Сейчас будет три центра компетенции — в Даугавпилсе один по строительству, один — более широкого профиля, и еще один — в Резекне. Сегодня мы говорим также и про Ливаны — в содействии с Даугавпилсским университетом там будут открывать группу для получения высшего образования.
 
- Закон о свободной экономической зоне в Латгалии — чем-то еще важен и интересен?
 
- Не будет, так как мы привыкли представлять это классически — вот, есть определенная территория — и все. Может ведь быть и по-другому, мы видели это в Польше, хотим применить у себя. Есть, например, какое-то определенное место в регионе и почему-то оно – именно это место! – для предпринимателя подходит наилучшим образом, и он готов туда идти и инвестировать. И мы в таком случае тоже готовы дать ему статус предприятия свободной экономической зоны. Это позволит быть более мобильными, эластичными — а значит, свободнее с инвесторами мы сможем говорить, эффективнее с ними работать.
 
- Удачи латгальцам! Спасибо Вам.
 
 
 

Комментарии (0-2/2)
хапуги 24.05.2016 22:28
пока рулят хапуги лачик и бардакщевичь ничего не получиться.в законе не оговорили , что взятки назначать нельзя.сумма у хапун назначена .для северных сран 150 000,для восточных стран 500 000.удачи вам латгальцы
lapot 25.05.2016 11:40
opjat i pustogo v poroznii mishinaja voznja buksujut i nikakoi otdaci predprijatija blin 5 celovek rabotajut i tak 25 let bila latgalija vo vse vremena depresivnim mestom i dalee tem i ostanetsja
Добавить комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
Фото:
Ссылка на видео (Youtube,Vimeo):
  Согласен с условиями размещения комментариев



 


Powered by "Esteriol Design Studio"