46.lv » НОВОСТИ РЕЗЕКНЕ

Древние латгалы: величие воинов и украшение латгальской Клеопатры

25.11.2016
Фото: grani.lv
Супруги Байба и Марис Румаксы из поселка Фейманы Резекненского края, авторы акции с патриотическим акцентом Baltic Flags. Марис – член клуба реставрации «Братство Кремниевой горы». Газета «СейЧас» побеседовала с Байбой и Марисом Румаксами о том, как может преобразиться жизнь, если в твоем сердце живет любовь к родному краю.
Все детство Мариса Румакса прошло в Фейманах. Интерес к истории зародился еще в начальных классах школы, а может, и того раньше, когда малолетним он заслушивался рассказами деда о времени его юности. 
 
Пройдет время, и во имя любви к истории Марис окончит курсы гидов в Резекне, а потом и соответствующий факультет Латвийского университета. Будет преподавать историю в старших классах одной из столичных школ, пока судьба не сделает очередной виток. Так что краеведение у моего собеседника на самом что ни на есть духовно-профессиональном уровне. Масла в краеведческий «огонь» однажды подлила приобретенная книга, рассказывающая об археологических находках на территории Латгалии. Увы, представляемые в ней артефакты в начале XX века оказались за границей – скорее всего, их передали туда местные помещики. Особенно Мариса зацепило то, что в числе археологических находок, часть из которых стали экспонатами польских музеев, были предметы, извлеченные из фейманской земли: бронзовые гривны, браслеты латгальских воинов – такой браслет надевался древним мастером кузнецкого дела на руку еще теплым, раз и навсегда, браслет можно было только разрубить.  
 
В IX–XIII вв. по Западной Двине проходило одно из ответвлений знаменитого Пути из варяг в греки. Проживавшие по берегам Двины ливы, селы и латгалы извлекали немалую выгоду из своего транзитного положения. В экономическом и политическом отношении восток современной Латвии значительно опережал запад, населенный куршами и земгалами. Латгалы, наиболее многочисленное племя, проживали на территориях, превосходящих границы Латгалии XVII–XX вв. 

 
 
Один из возрожденных женских головных уборов Марис называет украшением латгальской Клеопатры. Он с колокольчиками, призванными отпугивать злых духов, и изящными легковесными топориками - символами Перкунса. Комплект этот был найден на территории Наутренской волости Резекненского края, его относят к концу VIII века.
 
Покоренный красотой украшений древних, Марис решил найти возможность воссоздать их в дне сегодняшнем, а также обзавестись историческими костюмами и даже лошадьми, без которых племена латгалов не мыслили свое существование. Идею мужа поддержала жена Байба. И сегодня в семье скопилась масса интереснейших вещей, о каждой из них у владельцев готов рассказ. Один из них про женские браслеты, которые у латгалов традиционно изготавливались в форме обвивающего руку ужа. Уж считался священным и связывался с миром живых и мертвых, потому как живет и на земле, и под землей. Ужей держали дома и не забывали напоить молоком, рассказывает Марис. И в продолжение повествования разворачивает передо мной красивый мужской пояс, сделанный по образу и подобию найденного неподалеку от Яунаглоны (захоронение Кристопини). Пояс выполнен из кожи и бронзы, на нем символ принадлежности владельца к знатному роду.
 
Со слов Мариса, древние латгалки ценили бусы/монисто из ракушек каури, добываемых в Индийском океане. Каури, переправляясь по рекам, главным транзитным артериям, латгалам эти ракушки привозили арабские торговцы.
 
«Бывает, что мастера не способны изготовить копию украшения или ножен для меча, – секрет древних порой трудно разгадать даже при современных технологиях. В основном я сотрудничаю с Удисом Дравой, Даумансом Калныньшем и Рихардсом Циблисом», – перечисляет Марис тех, кому доверяет воплощение мечты. Сегодня он находит время для необычных уроков – обучает лошадей умению быть другом и помощником конного воина, в роли которого выступает сам. У Мариса и Байбы три лошади латвийской породы с примесью Гановерской. 
 
Мой собеседник не мог обойти вниманием «Рифмованную хронику» XIII века, написанную для свободного времяпрепровождения немецких рыцарей. «В хронике содержится упоминание о латгалах. Они характеризуются как люди, которых отличает свой особый дух, строящие дома отдельно в лесах, т. е. не проживающие кучно. Указывается также, что латгалы хорошие воины, когда собираются вместе, что женщины латгалов красивы, стройны и прекрасно одеты. А еще они отличные наездницы, не хуже мужчин. Такая характеристика латгалов – самая позитивная относительно других племен, населявших Балтию, – говорит Марис.
 
Древние латгалы объединяют прошлое ряда народов – белорусов, латышей, литовцев. Крестоносцы называли латгалов лэттигаллами и лэттами (латышами), отличая латгалов от куршей, земгалов и селов. Слово «латгалы» исчезло уже в раннем Средневековье, оно трансформировалось в слово «латыши». В начале XIX века латышами называли себя только латгальцы, остальные звались курляндцами и видземцами. Латышами они стали в связи с ассимиляцией. Латгальцев же называли витебскими латышами или инфлянтцами. Приблизительно  в 1900 году общественный и политический деятель из Латгалии Францис Кемпс ввел название для латышей из Латгалии – латгальцы, исходя из названия древнего народа – латгалы.

 
– При изготовлении костюмов мы также придерживаемся аутентичности, в этой связи посещаем Рижский исторический музей, беседуем со специалистами. По сохранившимся фрагментам древних костюмов воссоздается одежда для экспозиций. Изготовить такой костюм сложно, это кропотливая работа. Опираться на фантазии художников или писателей не годится. К примеру, на таких картинах латгалы обычно выглядят бородатыми мужиками, тогда как при раскопках были найдены бритвы. Самая красивая и одновременно трудоемкая в выполнении – традиционная женская шерстяная накидка виллайне. Она могла изготавливаться и из завезенной ткани – археологи находили шерсть овец, которые на территории проживания латгалов распространены не были. Древние латгалы предпочитали ткань темно-синего цвета. То, насколько богато украшена виллайне, свидетельствовало о материальном достатке. Латгалам был свойственен геометрический орнамент, большая вариативность свастики (крест Перкунса). По версии одного из лучших изготовителей копий украшений древних латгалов Д. Калныньша, синий цвет виллайне символизировал ночное небо, а соединяющая полотно фибула – месяц. Байба заказывает виллайне у одной резекненской мастерицы, она работает на старинном ткацком станке».  
 
Примечательно, что в могильниках древних латгалов сохранилось больше остатков древней одежды, чем в захоронениях других латышских племен. Это потому, что в период VII–XIII вв. латгалы не сжигали умерших – хоронили в праздничных одеждах, украшенных бронзой. Бронза оказывает консервирующее влияние, способствует лучшему сохранению ткани и цвета. Мужские костюмы латгалов украшались значительно меньше, здесь акцент был на оружие и пояс. «Меня влечет история древних латгалов, ведь это целый мир! Важно понимать свои истоки, откуда мы на этой земле…  Деятельное любопытство к истории края позволяет проследить и почувствовать связь с предками. Поэтому нам интересно жить!» – признавался Марис, на пути которого еще много нераскрытого, непознанного, что воодушевляет и зовет следовать дальше.
 
grani.lv  

Комментарии (0-1/1)
работа в лес не свалит как волк http:fsgaerkhk.ru 27.07.2018 19:23
работа в лес не свалит как волк http://fsgaerkhk.ru
Добавить комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
Фото:
Ссылка на видео (Youtube,Vimeo):
  Согласен с условиями размещения комментариев



 


Powered by "Esteriol Design Studio"