46.lv » НОВОСТИ РЕЗЕКНЕ

Хранитель латгальской истории

Фото: gorod.lv
В последний день марта исполняется 130 лет со дня рождения доктора истории Болеслава Брежго, нашего земляка, уроженца Режицкого уезда.
В честь его 100-летия возле дороги, ведущей из Дрицан в Стружаны, недалеко от хутора Айзупиши, где в 1887 году родился Б. Брежго, был установлен памятный камень с мемориальной доской.
 
Имя Болеслава Брежго известно любому, кто мало-мальски интересуется историей Латгалии или Белоруссии. Его книги можно найти во многих библиотеках Латвии. Историк владел латышским, русским, польским и французским языками, знал немецкий, английский, итальянский, белорусский и украинский, ряд публикаций был сделан им на латгальском. Он оставил нам уникальное наследие – более 120 печатных работ. В 1964 году личный архив профессора – 190 единиц хранения (около 30 000 страниц) – приобрела Государственная библиотека ЛССР.
 
Памятный камень неподалеку от хутора Айзупиши, где родился Болеслав Брежго
 
10 лет назад, в связи со 120-летием Брежго, Латгальский культурно-исторический музей (ЛКИМ) собрал всех, кто изучает наследие выдающегося историка. «Мы хотим обратить внимание общественности на возможности, которые открываются в исследовании истории края благодаря трудам Болеслава Брежго. Да и личность самого историка исследована недостаточно. Музей создает описание коллекции Б. Брежго», – рассказывала тогда главная хранительница фондов музея Силвия Рыбакова. Благодаря ей мы знаем, какие документы Брежго есть в Латгальском культурно-историческом музее и как создавалась коллекция.
 
Предполагалось, что к 130-летию историка музей порадует новыми открытиями, однако резекненские музейщики, увы, никаких мероприятий организовывать не собираются. Специалист, который занимался изучением наследия Брежго, в музее больше не работает, а нынешним сотрудникам нужно время, чтобы выяснить, какие материалы уже имеются. Экспозиции, посвященной Брежго, за эти годы так и не появилось, хотя значительную часть наследия историка хранит именно ЛКИМ. Лишь Резекненская центральная библиотека планирует к юбилею историка устроить книжную выставку.
 
Что есть в музеях?
 
35 лет назад инспектор защиты памятников Валентина Брузгуле, руководившая тематической экспедицией «Выдающиеся люди поселка Дрицаны», выяснила, что Болеслав Брежго был инициатором создания Латгальского центрального музея в Резекне.
 
Во время встречи с коллегами ученого по работе в Институте истории Академии наук и Аркадием Брежго, приемным сыном профессора, В. Брузгуле смогла ознакомиться с материалами личного архива историка. А. Брежго подарил ЛКИМ 400 документов. Особого внимания заслуживает диплом доктора исторических наук, присвоенный Бельгийским университетом, а также материалы дела об ограничении деятельности Б. Брежго после Второй мировой войны.
 
В фондах Даугавпилсского художественно-краеведческого музея, в Латгальской центральной библиотеке хранятся книги Б. Брежго.


 
Брежго в Даугавпилсе
 
В годы Первой мировой войны, окончив Тбилисскую военную школу, Болеслав Брежго участвовал боях против немецких войск. После ранения он был признан негодным к строевой службе, но продолжил ее адъютантом при штабе в Даугавпилсе. После эвакуации в Москву продолжил учебу в Московском археологическом институте, по окончании которого работал там же в качестве ассистента, позже – профессора, проректора. В 1925 году Брежго вернулся в Латвию и начал работу на Русских университетских курсах, одновременно проходя докторантуру в университете Брюсселя; защитил диссертацию, получил степень доктора истории. С 1925 по 1928 годы Брежго был депутатом Даугавпилсской думы.
 
В Даугавпилсе Брежго руководил городским архивным отделом. В 1943 году, оставшись без работы, он принимает предложение Латгальского издательства, работавшего в Даугавпилсе, и публикует работу «Латгальские инвентари и описания земель генерального межевания. 1690-1784». В том же издательстве выходит его сборник «Материалы по истории Латгалии», книга «Прошлое Латгалии».
 
В судьбе Б. Брежго было немало тяжелых периодов. Это и заключение с 1941 по 1943 год в центральной политической тюрьме Остланда в Риге. И трагические события 1944 года, когда при пожаре в даугавпилсской квартире погибло много ценных материалов, в т. ч. и рукопись составленного им в 1910 году латгальско-русского словаря.
 
Это и пережитое унижение, когда в 1950 году ему, 63-летнему автору 107 научных публикаций и 4 диссертаций, обладателю двух бельгийских дипломов (доктора наук и профессора), Высшая аттестационная комиссия рекомендовала «подготовить и защитить диссертацию на ученую степень доктора исторических наук в обычном порядке».
 
40 лет жизни – Латгалии
 
В течение 40 лет Брежго изучал документы и материалы по истории Латгалии, написал более 6000 страниц рукописного текста. Исследования он проводил по двум направлениям: положение латгальских крестьян и волнения крестьян в период с XVI по XX век. Большой интерес вызывают исследования ученого по истории латгальских городов – Резекне, Лудзы, Даугавпилса.
 
Издатель Владислав Лоцис вспоминал, что ученый настолько был занят своей наукой, что на иное занятие или увлечение у него просто не было времени. Однажды, не удержавшись, Брежго взял в руки томик художественной литературы, «полюбовался, подержал в руках и сказал: «Хороша, но не для меня»».
 
Историк не только был прекрасным преподавателем, но и замечательно владел пером. Написанные им книги читаются легко, хотя никакого отношения к развлекательной литературе они не имеют.
 
За год до смерти Брежго была издана его книга «Очерки по истории крестьянских движений в Латгалии 1577-1907», из которой, например, можно узнать, что Плятеры были не такими уж «добрыми и пушистыми» и без особых переживаний разоряли крестьян. Так, «в 1783 году граф Казимир Константинович Плятер снес четыре деревни и забрал их землю под четыре новых фольварка», а потом и вовсе самовольным решением увеличил барщину. Крестьяне писали жалобы на Плятеров, а чиновничество, вместо того, чтобы отобрать у помещиков Даугавпилсское староство, приказало крестьянам выполнять барщину.
 
«Чтобы расследовать дело, правительство отправило в староство Г.Р. Державина (известного поэта), который признал жалобы крестьян правильными, а действия Плятеров – незаконными. Прежние барщина и повинности были восстановлены. Однако после отъезда Державина местная администрация снова разрешила требовать от крестьян увеличенную барщину. Тогда в 1815 году крестьяне стали отказываться ее выполнять. В Даугавпилсское староство была прислана специальная комиссия, которая провела здесь 9 лет, но под давлением Плятеров так и не закончила своего раследования…
 
В 1817 году борьба приняла острые формы. Земская полиция во главе с исправником Поповым приехала на место волнений, собрала войтов, десятских и сотских, подвергла крестьян экзекуции. Разгромила их дома и захватила часть их имущества. Крестьяне ответили активным сопротивлением: в деревне Осиповка они окружили земскую полицию, избили чиновников кольями и камнями, выгнали их «с посрамлением». После этого по распоряжению вице-губернатора в старостве были расквартированы два эскадрона гусар. В сопровождении военных арендатор объезжал непокорные деревни, ловил крестьян, разорял их дома и насильно вымогал их подписки о повиновении…».
 
За свои исследования историк Болеслав Брежго достоин памяти и благодарности потомков.
 
P.S. При подготовке статьи использованы материалы Резекненской центральной библиотеки и Даугавпилсского художественно-краеведческого музея. «Наш город.» благодарит за помощь главного хранителя фондов музея Юзефу Унзуле и заведующую историческим отделом Валентину Славковскую.
 
Болеслав Брежго владел латышским, русским, польским и французским языками, знал немецкий, английский, итальянский, белорусский и украинский, ряд публикаций был сделан им на латгальском.

Из очерков Б. Брежго
 
«По сведениям 1858 года (от ред.: накануне отмены крепостного права), помещичьи крестьяне Даугавпилсского уезда с десятины своего надела отбывали от 21 до 30 барщинных дней в году, крестьяне Резекненского и Лудзенского уездов – от 14 до 58 дней».
 
Подготовила Наталия Салагубова

www.gorod.lv  

Комментарии (0-1/1)
123456789 28.03.2017 20:26
Действительно судя по статье хранитель Латгальской культуры... а музею должно быть стыдно ! Это не посредственно культурно-историческая личность Латгальского региона. И я тоже считаю что "забывать" нашему региональному музею таких людей неприемлемо !
Добавить комментарий
Ваше имя:
Комментарий:
Фото:
Ссылка на видео (Youtube,Vimeo):
  Согласен с условиями размещения комментариев



 


Powered by "Esteriol Design Studio"